Boeing 747: модификации, характеристики, обзор салона, компании-эксплуатанты
В середине 60-х годов авиаконцерн Boeing приступил к проектировке нового двухпалубного самолета, который должен был заменить дальнемагистральные однопалубные лайнеры модификации 707, не справлявшиеся с высокой пассажирской нагрузкой. Так появилась новая широкофюзеляжная четырехдвигательная модель – Boeing 747. Он стал первым по вместительности авиалайнером и удерживал эту позицию на протяжении 36 лет.
Первый испытательный полет самолета модификации 747 был осуществлен 1969 году, а его официальная коммерческая эксплуатация началась спустя год. Турбовентиляторный лайнер успешно эксплуатируется многими мировыми авиаперевозчиками, отправляющими данную модель на маршруты особой загруженности. Boeing 747 также есть в парке авиации некоторых гражданских перевозчиков России.
В статье мы расскажем о дальнемагистральном двухпалубном широкофюзеляжном пассажирском лайнере Boeing 747, его моделях и модификациях, какие авиаперевозчики являются эксплуатантами самолета, приведем их сравнительную характеристику, а также рассмотрим схему салона и определим самые комфортные места.
Характеристика и схема салона Боинга 747
Дальнемагистральные двухпалубные самолеты Boeing 747 разных модификаций оборудованы четырьмя мощными турбовентиляторными двухконтурными двигателями серии Pratt & Whitney JT9D, General Electric CF6-80 и GEnx-2B67. В оснащении дополнительные хвостовые баки, бортовое электронное оборудование, вертикальные законцовки на крыльях и модернизированная авионика.
Летно-технические характеристики:
- длина – 70,6 м;
- ширина фюзеляжа – 6,5 м;
- высота – 19,3 м;
- крейсерская скорость – 855 км/ч;
- максимальная скорость – 855 км/ч;
- дальность полета при полной загрузке – 9800/14 205/14 815 км (в зависимости от модификации);
- ширина пассажирского салона – 6,1 м;
- пассажировместимость – от 366 до 581 человека максимально.
В авиалайнере Boeing 747 оборудованы комфортабельные салоны для пассажиров, скомпонованные на 1-2-3 класса обслуживания. В носовой, хвостовой части самолета, а также в проходах между секторами салона находятся туалетные комнаты для пассажиров, буфеты, кухня, гардероб, помещения для отдыха персонала и технические отделы. Каждый лайнер линейки Боинг компонуется под заказ авиакомпаний, поэтому схема расположения классов обслуживания и посадочных мест в салонах каждого перевозчика может быть индивидуальной. Предлагаем ознакомиться с салоном самолета самой популярной модификации – В747-400 вместимостью на 437 пассажиров.
Схема салона Боинга 747
Лучшие места в самолете
Самый комфортный салон Боинга 747 находится на второй палубе самолета. Как правило, здесь размещают класс бизнес. На лайнере представленной выше модели он занимает 72-80 ряды. Кресла установлены в два ряда по схеме 2х2 за исключением последнего ряда салона (одна пара сидений). Общее количество посадочных мест – 26.
На нижней палубе боинга в носовой части самолета расположен второй сектор бизнес класса. Он занимает 1-4 ряд. Кресла компонованы попарно в два ряда за исключением последнего ряда (2х2х2). В этом салоне могут осуществлять перелет 18 человек.
Все посадочные места в классе бизнес отвечают высоким параметрам комфорта. В оснащении кресел мониторы с мультимедийной программой развлечений, USB-порты и розетки для подзарядки гаджетов, индивидуальное освещение с системой регулировки яркости света и многофункциональный механизм, позволяющий опускать кресло в нескольких положениях.
С 9 по 69 – салон экономичного класса обслуживания. Он разделен специальными перегородками на четыре сектора.
Первый сектор: 9-18 ряды. Кресла установлены в левой и центральной части салона по схеме 3х2. Количество посадочных мест в этом салоне Боинга 747 – 41.
Второй сектор эконом: 29-41 ряды. С 21 по 27 отсутствует центральный ряд. Пассажирские кресла установлены с левой и правой части салона по схеме 3х3. С 28 по 41 сиденья компонуются по схеме 3х4х3. Между первыми тремя рядами салона находится прямая лестница, ведущая на вторую палубу. Также здесь расположена туалетная комната и буфет. Пассажировместимость салона – 102 человека.
Третий сектор: 35-45 ряды. Основная часть сидений расположена по стандартной схеме 3х4х3. Между первыми и последними рядами в центральной части салона находятся туалеты и кухня. Общее количество мест в этом секторе эконом – 98.
Четвертый сектор: 51-69 ряды. Вместимость салона – 152 человека. С 51 по 54 ряд сиденья установлены по схеме 2х2, с 55 по 62 – 3х4х3, с 63 по 67 ряд – 2х4х2. На последних двух рядах пассажирские кресла на 4-х человек установлены только в центральной части салона.
Самые удобные и неудобные места в лайнере:
- 9 ряд (кресла А, В, С) – имеется расширенное пространство для ног. Недостаток – близкое расположение к туалету.
- 10 ряд (кресла D, G) – неудобные места для расположения. Впереди установлена перегородка, за которой находится туалет. Между креслами и перегородкой небольшой шаг пространства.
- 16 ряд (D, G), 17-18 ряд (А, В, С) – находятся рядом с туалетными комнатами. Крайне неудобные места, где преобладает шумная атмосфера.
- 21, 35, 51 ряды – есть увеличенное пространство для ног. Недостаток – близкое расположение к санузлам и буфетам.
- 28 и 55 ряд – впереди посадочных мест оборудован буфет. Пространство между креслами и перегородкой небольшое, поэтому перелет может пройти в некомфортном положении.
- 37 ряд – впереди этих кресел перегородка, за которой находится туалет. К преимуществам можно отнести большое пространство для ног.
- Пассажирам, путешествующим парами, можно занять места с 10 по 16 ряд в центральной части салона, расположенные попарно. Также удобными будут для расположения кресла А, С, К, Н на 63-67 рядах.
- С 22 по 40 – ограниченный вид из иллюминаторов, что связано с расположением крыльев самолета.
- Самые неудобные кресла для перелета с заблокированной спинкой установлены в последних рядах салона эконом – 16 ряд (D, G), 18 (А, В, С) 41, 51, 69 (D, E, F, G), 45 (А, В, С, Н, J, К). За этими рядами также находятся туалеты, буфеты и другие технические помещения, куда часто устремляются путешественники и бортпроводники. Из-за столь суетливой и шумной обстановки пассажирам последнего ряда не удается нормально отдохнуть при перелете.
При выборе лучших мест в Боинге 747 обязательно изучайте компоновку салона конкретного лайнера, эксплуатируемого выбранным авиаперевозчиком. Предлагаем также ознакомиться — схема салона и лучшие места Боинга 777-300 Аэрофлот.
Модели и модификации лайнера В747
Крупный американский авиаконцерн выпускает лайнеры В747 в разных модификациях. Приоритетное направление – проектировка гражданских дальнемагистральных самолетов под заказ авиаперевозчиков. Также авиапроизводитель создает грузовые и военно-транспортные модификации по заказу ВВС США.
Гражданские модели В747:
- Боинг 747-100 – базовый вариант. Выпускался до 1986 года. За период производственной деятельности было выпущено 250 самолетов. В настоящее время не эксплуатируется авиаперевозчиками, так как был успешно заменен усовершенствованными модификациями этой же линейки.
- 747 SP – имеет укороченный фюзеляж и оптимизированные параметры летно-технической части. Был выпущен в середине 70-х годов. Несмотря на имеющиеся преимущества в сравнении с базовой моделью, не обрел популярность и был быстро снят с производства. Компания успела выпустить всего 45 лайнеров данной модификации.
- 747-200 – усовершенствованный Боинг с увеличенной взлетной массой и дальностью полета. В оснащении модели более мощные силовые установки. Был спроектирован в 1971 году. Чуть позже производитель выпустил еще одну версию модификации 747-200В с увеличенным запасом топлива и еще более мощными двигателями в оснащении лайнера.
- 747-300 – увеличенная верхняя палуба и пассажировместимость. Впервые был представлен публике в 1980 году. Сегодня лайнер этой модификации находится в эксплуатации некоторых авиаперевозчиков.
- 747-400 – самая популярная версия из этого семейства с экономичным расходом топлива и усовершенствованными летно-техническими параметрами. Еще одна модификация из этой серии с увеличенной дальностью полета – 747-400 ER.
- 747-8 – новая модель в линейке Боинг 747. Имеет удлиненный фюзеляж и экономичный расход топлива.
Авиаперевозчики-эксплуатанты самолета Boeing 747
Гражданские авиалайнеры семейства В747 успешно эксплуатируются на самых загруженных авиалиниях многими известными мировыми авиакомпаниями, в том числе нашей страны.
Россия
В самолетном парке перевозчика 9 Боингов 747-400. Салон компонован на два класса обслуживания. Общее количество посадочных мест – 522 (12 из них в бизнес классе).
Lufthansa
Флагманский авиаперевозчик Германии эксплуатирует на своих маршрутах 13 лайнеров модификации 747-400. Салоны разделены на 2 и 3 класса обслуживания. Количество пассажирских кресел – 330/352/389.
В парке авиации также имеются интерконтинентальные Боинги модификации Boeing 747-8I (19 самолетов). Пассажировместимость – 362/386/364 человека. Салоны компонованы на три класса обслуживания. Вам также может быть интересно — какие места выбрать в Boeing 737 800 Аэрофлот.
В период с 1969 по 2018 гг. американский концерн Боинг выпустил более 1500 самолетов В747 разных модификаций. Значительная часть авиалайнеров находится в коммерческой эксплуатации мировых авиакомпаний.